В руках умелых специалистов свет может стать лучшим декором в темное время суток. Световые инсталляции, смонтированные на фасаде коттеджа, элитного многоквартирного дома, коммерческого или общественного помещения, в корне меняют их облик. Грамотно составленная схема способна творить чудеса и дарить проекты, вдохновляющие своей красотой. И потом, это самый простой способ создать новую городскую среду с особым настроением. Пример тому – знаменитые огни Манхеттена, прославившие этот район Нью-Йорка на весь мир.
- Привлечение внимания к коммерческим объектам.
- Легкая ориентация в функционале здания: подсветкой можно обозначить вход, выходы, уже закрытые заведения и еще работающие.
- Формирование привлекательного облика города или округа посредством иллюминации общественных и муниципальных помещений.
- Улучшение освещения территории частных коттеджей.
- Декоративная функция. Светодизайн нередко становится частью ландшафтного дизайна, придает участку и размещенному на нем зданию элемент загадочности, урбанистического стиля.
Светодизайн рождается в результате серьезной работы. И его схему лучше всего закладывать еще на стадии проектирования. Впрочем, бывают ситуации, когда приходится работать с уже готовыми объектами.
Светодизайн складывается не только из визуальной картинки, но и из анализа инженерных возможностей сооружения, его архитектурных особенностей, стиля, геометрических линий. Общие правила при этом предлагают учитывать следующие моменты.
Элемент здания
Тип осветительного прибора
Вид подсветки
Пространство между окнами
Торшеры/Отдельные светильники
Точечная, направленная
Колонны
Прожекторы
Узкие лучи рассеивания
Скульптурные композиции, барельефы, лепнина
Металлогалогеновые лампы
Чистый белый дневной свет с индексом цветопередачи ≤80
Нижняя часть фасада
Прожекторы
Мощный узконаправленный свет
Карнизы
Линейные светильники
Узкая световая линия
Яркость подсветки может варьироваться от 3 до 10 кд/м2. Специалисты в сфере светодизайна придерживаются следующих норм:
Проектирование архитектурной подсветки в корне отличается от планирования освещения иного типа. Места узлов монтажа можно вычислить только после точных расчетов, измерения всех выступающих частей здания. Одновременно просчитывается мощность проводки и система управления светодизайном.
Затем весь проект согласуется с контролирующими органами. Пренебрегая этим и доверяя установку непроверенным организациям, можно довольно легко спровоцировать пожар.
Их существует несколько. Выбор осуществляется в зависимости от целей, которые необходимо достигнуть в итоге.
Его задача – привлечь внимание к определенному элементу здания. Акцентирование позволяет подчеркнуть изящные арки или оконные проемы, лепнину или колонны. Этот вид иллюминации показывает во всей красе сооружения с необычным дизайном. К тому же он экономичен – требуются отдельные осветительные приборы незначительной производительности.
Является довольно простым в создании, чаще применяется внизу или вверху фасадной части. На расстоянии 1,5 метров монтируют светильники, и в результате все здание утопает в теплых мягких акварельных красках. Но экономичным такое решение точно не назовешь. Чаще комбинируется с другими видами светодизайна. Не применяется в жилых домах. С осторожностью в сооружениях, где с наступлением темноты продолжают работать люди.
Один из видов скрытой подсветки. С помощью неоновых трубок или светодиодных лент дизайнеры подчеркивают отдельные части объекта, формируя в темноте художественный образ. С его помощью можно подчеркнуть архитектурные особенности здания или сконцентрироваться на создании новой декоративной схемы на их основе.
Вместе с предыдущим типом иллюминации является скрытой. Она концентрирует внимание на силуэте здания, выделяя его на фоне окружающего пейзажа. При этом детали самого фасада оставляет в тени. Применяется в том случае, если прилегающие территории недостаточно освещены. Его суть в том, что сзади создается фоновая подсветка, на которой отчетливо запечатлен черный контур здания: чем оно величественнее, тем ярче впечатление.
Один из лучших вариантов для фасадов с большим процентом остекленных поверхностей. Светильники располагают внутри помещения, свет рассеивается и идет сквозь окна. Он нередко бывает не только неподвижным, так и обладающим динамикой.
Собственно, динамическими эффектами может сопровождаться каждая из перечисленных светосхем. Нередко они меняют яркость, цвет, оттенок, потухают и загораются снова, создают световые рисунки в виде геометрических фигур, звезд и др. Управление такой подсветкой задает определенную последовательность действий и не требует участия человека.
В фасадной подсветке применяются практически все существующие виды светильников и типы света: направленный, грунтовый, рассеянный, линейный, точечный, акцентный.
Светодиоды. Наиболее выгодные и экономичные, гарантируют отличный результат и экономят энергию до 82%. С позиции эстетики создают урбанистический образ сооружения, подходят для светоакцентирования простых форм. В то же время для арок или сложных контуров нежелательны.
Неоновые трубки. Они, напротив, способны сгибаться как угодно. А значит, могут создавать инсталляцию для элементов с затейливой конфигурацией, подчеркивать локальные детали постройки.
Галогеновые диоды. Дают натуральный дневной свет, адаптированы для направленного светопотока. Экономичны, но для начала работы им требуется период разогрева: 1,5-2 минуты.
Люминесцентные лампы. Недорогой вид светильников, подходящих для высоток. Они подчеркивают габариты, масштаб и величие объекта.
Для коттеджей оптимальна величина, немного превосходящая стандартную домашнюю лампочку. Для многоэтажек – от 40 до 50 см в диаметре. Если использовать их в схемах скрытой или комби-подсветки, они создадут мягкие струящиеся очертания дома, легкие, возвышенные и уютные.
Более прогрессивные светодиодные светильники выбирают с матрицей на 30 Вт для частного дома и на 50 Ватт для больших построек. Если требуется большая мощность освещения, то, как правило, в матричный прожектор монтируют несколько матриц, чтобы в случае выхода из строя одной, остальные продолжали работать.
Выбор размера прожекторов осуществляется на основании точных расчетов. В них учитывается площадь и высота освещаемых поверхностей, их рельефность и др.
Архитектурная подсветка давно перестала быть избыточным звеном, как для коммерческих зданий, так и для жилых домов. Это часть современного облика города и разумное требование актуальных архитектурных трендов. И если в случае с коттеджами она делается исключительно в эстетических целях, то во всех остальных ситуациях светодизайн косвенно помогает увеличивать прибыль.